ЗЫНГЫРТАС – ПАМЯТНИК НАСКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
Улытауский район является одним из основных регионов сосредоточения памятников наскального искусства Сарыарки. Скопление петроглифов расположены на гранитных скалах Теректы-Аулие, валунах Зынгыртас, вдоль берегов рек Байконур, Тамды, Жангабыл, Жеты-кыз, Сарысу, Карасирек. Исследователи отмечают широкий хронологический диапазон петроглифов: от энолита до нового и новейших времен. Основная масса наскальных изображений относится к эпохе бронзы (конец III-IIтыс. до н. э.), а также к периоду финальной бронзы и раннего железного века (IX-III вв. до н.э.).
Одно из интереснейших мест древнего наскального искусства находится в местности Зынгыртас. Памятник находится в 15 км к северо-востоку от села Улытау Карагандинской области и представляет собой вытянутую по линии северо-запад-юго-восток на 320 м гряду валунов средних размеров (0,4х2м). Название сопки переводится с казахского как «Звенящая гора», что связано с особенностью слагающих ее сланцевых пород: при постукивании камней друг о друга издается характерный звенящий звук.
В 1983 году три камня с петроглифами были вывезены в государственный музей казахских народных музыкальных инструментов.
Летом 1984 года на памятнике оставались 13 валунов с изображениями. Следствие плохой сохранности изображений – фрагментарность, разорванность многих сцен и сюжетов. Общий уровень патинизации камней не превышает пт-5, самих изображений –пт-4 (кроме камня 9). Цвет валунов – темно-серый, присутствуют темно-коричневый и черный тона, изредка отмечена блестящая черная корка пустынного загара. Изображены многофигурные композиции с участием людей, лучников и животных: горных баранов, лошадей, кабанов, верблюдов, быков. Зафиксированы фигуры всадника на лошади, сцена эротического характера.
Петроглифы выполнены на валуне точечной выбивкой в сочетании с прошлифовкой патины. Фигуры расположены по всей удобной для выбивки поверхности валунов.
Наскальные изображения несут гораздо больше информации, чем кажется на первый взгляд. Все они сделаны людьми, которые подобно нам знали счастливые и печальные времена и имели собственные представления о жизни и смерти. В течение многих лет люди пытались выразить свои мысли и чувства с помощью живописи.
Но, к сожалению, хочется отметить интенсивное разрушение наскальных рисунков из-за невежества и вандализма, а также повреждение скальных поверхностей от естественных и техногенных факторов. На сегодняшний день очень актуально сохранить наиболее выразительные комплексы с петроглифами, так как этим уникальным памятникам требуется особое внимание.
Историко-культурный и природный заповедник-музей «Улытау» ведет в этом направлении определенную работу, целью которой является сохранение имеющихся памятников истории для последующих поколений.
Айдар ИСКАКОВ.
Одно из интереснейших мест древнего наскального искусства находится в местности Зынгыртас. Памятник находится в 15 км к северо-востоку от села Улытау Карагандинской области и представляет собой вытянутую по линии северо-запад-юго-восток на 320 м гряду валунов средних размеров (0,4х2м). Название сопки переводится с казахского как «Звенящая гора», что связано с особенностью слагающих ее сланцевых пород: при постукивании камней друг о друга издается характерный звенящий звук.
В 1983 году три камня с петроглифами были вывезены в государственный музей казахских народных музыкальных инструментов.
Летом 1984 года на памятнике оставались 13 валунов с изображениями. Следствие плохой сохранности изображений – фрагментарность, разорванность многих сцен и сюжетов. Общий уровень патинизации камней не превышает пт-5, самих изображений –пт-4 (кроме камня 9). Цвет валунов – темно-серый, присутствуют темно-коричневый и черный тона, изредка отмечена блестящая черная корка пустынного загара. Изображены многофигурные композиции с участием людей, лучников и животных: горных баранов, лошадей, кабанов, верблюдов, быков. Зафиксированы фигуры всадника на лошади, сцена эротического характера.
Петроглифы выполнены на валуне точечной выбивкой в сочетании с прошлифовкой патины. Фигуры расположены по всей удобной для выбивки поверхности валунов.
Наскальные изображения несут гораздо больше информации, чем кажется на первый взгляд. Все они сделаны людьми, которые подобно нам знали счастливые и печальные времена и имели собственные представления о жизни и смерти. В течение многих лет люди пытались выразить свои мысли и чувства с помощью живописи.
Но, к сожалению, хочется отметить интенсивное разрушение наскальных рисунков из-за невежества и вандализма, а также повреждение скальных поверхностей от естественных и техногенных факторов. На сегодняшний день очень актуально сохранить наиболее выразительные комплексы с петроглифами, так как этим уникальным памятникам требуется особое внимание.
Историко-культурный и природный заповедник-музей «Улытау» ведет в этом направлении определенную работу, целью которой является сохранение имеющихся памятников истории для последующих поколений.
Айдар ИСКАКОВ.
[ Регистрация | Вход ]